Эмоции, амбиции, гордость и слабость: грузинская элита и государственность

Не все народы имеют государственное мышление и не всегда способны построить дееспособное, по-настоящему независимое государство. Как показывает история, в большинстве своем небольшие буферные государства исчезают, а за ним растворяется в истории сама нация, ассимилировавшись с другими народами. Про грузин, как про нацию такого не скажешь. Древняя история, древняя культура. Национальная триада, высказанная Ильей Чавчавадзе, отражающая характер грузинского народа — «Родина. Язык. Вера», дает повод надеяться, что эта древняя и самобытная нация сохранится до Второго пришествия. А вот относительно дееспособности грузинской государственности имеются большие сомнения.

Издревле грузинские царства и княжества служили буферными зонами между великими державами. Римом и Персией, Арабским халифатом и Хазарским каганатом, Персией и Византией, а теперь Турцией, Ираном и Россией, США и Евроюзом. Было все же небольшое отступление от правил. Это царствование царя Давида и царицы Тамары. Но они не в счет. Во-первых, исключения лишь подтверждают правила. Во-вторых, высший пилотаж в государственной политике состоит в обеспечении преемственности системы власти и хотя бы некоторого долголетия государственной более менее независимой политики. Хоть на пару сотен лет.

Как видим, у грузинского централизованного государства таких черт нет.

Да и кто, собственно говоря, в мире вспомнит Давида да Тамару. Разве ближайшие соседи, да «русские оккупанты». Барельеф автора «Витязя в тигровой шкуре» на стенах «ленинки» смотрит аккурат на ненавистный грузинской элите московский Кремль. Даже основное большинство православных из поместных церквей затруднятся с ответом, кто они такие, Давид с Тамарой? Хотя их имена есть в святцах всех поместных православных церквей. Это вам не масштаб Ивана Грозного, Петра Первого, Вашингтона, Бонапарта, Бисмарка, Рузвельта, Черчилля, Мао и т. д.

Грузинская государственность — узко региональна. Грузия никак не сможет играть основную политическую роль даже в своем регионе, где есть более сильные игроки, хотя и занимает интересное по всем раскладам положение, как в географическом, так и в целом геополитическом плане.

В чем же причина несостоятельности грузинской государственности в прошлом, в настоящем и в будущем? Все дело в политической и культурной грузинской элите. Ее завышенной самооценке, помноженной на национальный темперамент.

Если у русской политической элиты иной раз не хватает простой самоуверенности, веры в свои силы, то у грузинской она в преизбытке, никак не соизмеримой с ее возможностями. Хочется пожелать грузинским политикам внимательно пересмотреть фильм «Кавказская пленница», особенно эпизод, когда произносится тост за то, «чтобы наши желания, всегда совпадали с нашими возможностями», а то так и недолго самой грузинской государственности окончательно превратиться в «кавказскую пленницу». Какой еще жених попадется при этом. Прямо скажем, что ковбой относится к ней больше как к содержанке, а не как к невесте.

Небольшой экскурс в историю. Грузинская народная душа веками жила мессианством. Грузия зовется «Уделом Пресвятой Богородицы». Это справедливо. Грузины одними из первых приняли православие и до наших дней сохранили его в неповрежденном виде. Грузинское православие самобытно, несет в себе национальные элементы, в меньшей степени повреждено католическим западным влиянием. Это при том, что более ста лет грузинский патриархат не имел самостоятельности. Грузины достаточно набожны. До 2011 года Грузинская православная церковь (ГПЦ) имела определенные преимущества в силу заключенного в 2001 году с правительством конкордата о привилегиях. Грузинский католикос-патриарх пользуется уважением и поддержкой грузинского общества. Грузинское духовенство авторитетно и достаточно активно. Стоит только посмотреть на их баталии с участниками ставших традиционными гей-парадов.

А вот с грузинской элитой не все в порядке. По мере вхождения грузинских царств в состав Российской империи, грузинское дворянство уравнивалось в правах с российским. Хотя имущественный ценз сильно разнился. Владеть двадцатью баранами и быть тавади-князем или иметь поместье с сотней душ крепостных, как говорят в Одессе, «это две большие разницы».

Начиная с XIX века, в результате русско-иранской и русско-турецкой войн в 1878 году из состава Ирана и Турции к Российской империи отошла значительная часть исторической территории Грузии. С этого времени начинается процесс консолидации грузинского народа.

После отмены крепостного права в России, начался процесс экономической деградации грузинского дворянства. Лишь крупным землевладельцам удавалось вести рентабельное хозяйство. Роль грузинской буржуазии в экономике Тифлисской и Кутаисской губерний, Батумской области и Сухумского округа была незначительной. Большинство грузинских дворян (азауров, тавади, эристави и т. д.) становились чиновниками и военными.

С конца XIX века начинает формироваться национально грузинское движение. Для объединения и консолидации национальных сил необходимым условием являлась общность языка и территории. А язык для всех был один — грузинский. Исходящая с конца 19 века установка: «Язык, Отечество, Вера», преподнесенная известным политическим и общественным деятелем Ильёй Чавчавадзе, убитым в 1907 году и возведённым ГПЦ в 1987 году, несла явный этнический характер.

Вскоре после Февральской революции 1917 года большинство представителей грузинской интеллигенции поддержали идею полной независимости Грузии от России.

Председатель правительства Грузии Ной Жордания, бывший социал-демократ, провозгласил в январе 1919 года в тифлисском парламенте,

«…в пределах Грузии не будет выходить ни одна газета, будет ли она русская, армянская или другая, которая не будет решительно стоять на почве независимости Грузии».

«Все счеты со всем, что является русским, должны быть кончены», — писал в 1918 году орган грузинских социал-демократов газета «Питало-Клдэ».

В период Грузинской Демократической республики (1918−1921 гг.) грузинская политическая элита устроила резню многих народов, населявших ее территорию. В феврале 1919 года были конфискованы земли русских землевладельцев в Грузии, арестованы активисты Русского национального совета в Тифлисе, военнослужащие. На страстной Седмице, в Великий Четверг 1919 года грузинские власти опечатали и отобрали у русских прихожан кафедральный собор Тифлиса.

Грузинское правительство активно поддерживало вождей горского движения на Северном Кавказе, воевавших, на стороне большевиков против Деникина. Штаб меджлиса горцев находился в Тифлисе, а грузинский генерал Кереселидзе командовал его армией. Из Тифлиса поступало вооружение и снабжение. В рядах горцев воевал грузинский легион, десятки офицеров и инструкторов.

В 1918 году Грузия предъявила права на Адлер и Сочи и, воспользовавшись хаосом, оккупировала всю южную часть Черноморской губернии, в которой не было ни тогда, ни ранее никакого грузинского населения. Когда же в январе 1919 года из-за притеснений, чинимых грузинами, восстали армяне Сочинского уезда и русские Добровольческие части заняли этот уезд, выйдя на границу Черноморской губернии и Сухумского округа, начались антирусские действия грузинской администрации.

Грузинская политическая элита подавляла восстания армян в Борчалинском уезде, где было всего 1,5% грузин. 16 декабря 1918 года все жившие в Грузии армяне мужского пола от 18 до 45 лет были объявлены военнопленными и помещены в концентрационный лагерь под Кутаисом.

Грузинские регулярные войска и гвардейцы Валико Джугели жестоко подавляли осетинские восстания 1918−1920 гг., устроив настоящий геноцид. Хотя численность осетин только в Горийской уезде доходила до 30% от общего населения. 20 июня 1920 года было уничтожено все осетинское политическое руководство.

Ввязавшись в кровавые межнациональные конфликты, Грузинское Демократическая республика так и не смогла выйти из административного хаоса и создать дееспособное государство. Хотя грузины к началу своей государственности имели большой кадр национальной интеллигенции, образованное высшее сословие и хорошо подготовленных военных, им так и не удалось создать работающего государственного механизма.

Начальный постсоветский период Грузии описывать не имеет смысла. То время не так далеко от нас. Если в первый период своей самостоятельности (1918−1921 гг.) грузинская элита устраивала этнические конфликты, то в 90-х гг. ХХ века Грузию поразила многолетняя гражданская война «звиадистов» и сторонников Шеварднадзе и фактический распад страны на ряд полунезависимых «княжеств», имевших свои армии и облагавших поборами население.

Если смотреть правде в глаза, то грузинской государственности суждено быть между молотом и наковальней. В худшем случае. А в лучшем, служить форпостом своих северных православных соседей. Третьего не дано. «Се ля ви», как говорят наши французские товарищи.

Русский историк права Б. Чичерин очень хорошо характеризует основное положение развития нации.

«Каждый самостоятельный народ призван быть историческим деятелем. Каждый должен стоять за себя, а на это нужна сила. Кто не обладает достаточной силой для самостоятельной деятельности, тот должен отказаться от самостоятельности. Это высший исторический закон, который дает право на участие в судьбах мира только народам, способным действовать на этом поприще».

«Каждый должен уметь стоять за себя, — замечает он. Для этого нужна сила. А важнейшим условием внутренней силы является способность организоваться. Одних духовных стремлений мало для практической деятельности. Надобно, чтобы народ, ищущий политической независимости, во-первых, умел драться, а во-вторых, умел образовать более или менее прочное правительство, соединяющее вокруг себя лучшие силы страны».

Увы, у грузинской государственности, у ее политической элиты, ведущей свой народ каждый раз к очередным волнениям, всего этого нет. У грузинской элиты имеются только эмоции и амбиции. Гордость своим далеким, но кратким государственным величием, как красными пролетарскими шароварами.

Вот и сейчас. Пошумели в ПАСЕ, проголосовали в числе немногих таких же несостоятельных карликовых государств, против возвращения России в ассамблею, но тут же одумались, заявили, что продолжат работу до конца сессии, несмотря на несогласие с возвращением России полномочий. Прямо как владельцы ресторана в Тбилиси, которые на следующий день после объявления о прекращении авиасообщения между Россией и Грузией ввели 20-ти процентный «оккупационный сбор» для всех россиян, а через сутки отменили свое решение и каялись. Владельцы кафе признали, что это была ошибка, сделанная на горячую голову.

Дежавю, одним словом.

Сергей Кулаков

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.