Депутат парламента Италии Бьянки: мы будем расследовать воровство помощи ЕС на Украине

Маттео Бьянки, депутат парламента Италии от «Лиги Севера», член комитета по взаимоотношениям с ЕС и наблюдатель от ОБСЕ на украинских выборах, в интервью «Вестям» рассказал о вероятном проведении аудита всей помощи, поступившей от ЕС за последние 5 лет, желании Италии участвовать в Нормандском формате и принятии Украины в ЕС.

– Во втором туре украинских выборов встретились действующий президент и шоумен Владимир Зеленский. Скажите, насколько Италия следит за этим противостоянием?

– Увы, – но у нас что рядовой обыватель, что «рядовые политики» сейчас очень мало (или совсем ничего) не знают о происходящем в Украине. О ваших выборах мало информированы даже специалисты по иностранной политике.

– На ваш взгляд, насколько фигура Зеленского является продолжением тех тенденций, которые начались в Европе – я имею в виду бывшего комика, нынче премьер-министра Словакии Марьяна Шареца и итальянского политика, актера и комика Беппе Грилло с его движением «Пять звезд»?

– Появление у власти комиков, актеров было спровоцировано недовольством народа после провала «традиционных» политиков. В Италии в последние годы ведется левоцентристская политика – страну обанкротили практически. Есть недовольство, мягко говоря. И точно так же – в других странах. То, что комик лидирует по рейтингам в Украине – яркое свидетельство как раз этой тенденции. Когда народ доведен до предела, даже комики могут оказаться лучше действующих элит и правителей.

– А у европейских элит есть понимание, как дальше работать с Украиной? Будет ли продолжена политика поддержки реформ?

– Многое зависит от результатов выборов в Европе 26 мая, которые будут, по сути, поворотным моментом. Мы считаем, что, если они будут отражать сейчас дух и мощь партии – нашей партии и других похожих («Лига Севера» – национал-консервативная партия – Авт.) – то коренным образом изменится политика Евросоюза. Мы, Италия – член НАТО. Таковым и останемся. Но нам пора исправлять отношения с Россией в Европе. Сейчас они натянутые, и это необоснованно – так дальше работать нельзя. И я считаю, что фактор Украины – один из тех, что ослабляет связи между Италией и Россией. Мы также будем выступать за пересмотр отношений с Украиной.

– Что вы имеете в виду?

– В будущем нужно продолжать линию поддержки Украины. Но эта помощь никоим образом не должна быть настроена против России. Мы должны помогать Украине развиваться, вставать на ноги – и параллельно налаживать отношения с Россией.

– Если говорить о дипломатических маневрах со стороны вероятного будущего президента Зеленского, – он предлагает проведение прямых переговоров между Киевом и Москвой. Фактически, хочет перезапуска Нормандского формата с участием США, Британии, других стран ЕС в качестве гарантов на переговорах. А Европа готова сейчас к такой «перезагрузке»?

– Мы только приветствуем политику сближения и разрешения украинского вопроса. Мы хотели неоднократно стать мостом между РФ и США в их отношениях. Поскольку правительство Италии в данный момент имеет хорошие отношения с президентом Трампом и Путиным. Мы это только приветствуем, и хотели бы также поучаствовать в этой группе, расширить ее за наш счет.

– А помощь в проведении реформ со стороны ЕС для Киева останется? И в каком виде?

– В ближайшие недели, прямо сейчас, мы будем требовать у руководства ЕС аудита всех денег, перечисленных на помощь вашей стране. Речь о почти €13 млрд за последние годы. Почему? – Италия находится постоянно под давлением со стороны ЕС. Наш бюджет они считают очень большим, и даже если мы превышаем его на 0,1%, на нас обрушивается критика. Поэтому у нас будет очень четкое требование: ответьте, как именно были потрачены деньги из европейской помощи Украиной.

– Речь ведь не только об итальянской помощи для нас…

– В том числе, это деньги, потраченные нашими налогоплательщиками. Но речь о глобальных суммах, всей европейской помощи.

– По итогам проведения аудита, можно ли будет говорить о снижении финпомощи?

– Преждевременно говорить о том, будут ли эти суммы урезаны или увеличены. Мы должны сейчас говорить, прежде всего, о том, как тратилась предыдущая помощь. Если эти траты были неправильными – должна быть создана комиссия, найдены и наказаны виновные. В ситуации нужно разобраться.

– Конкретный пример: антикоррупционные органы, НАБУ и САП, были созданы в Украине, в том числе, и на Западные деньги около 5 лет назад. И за время существования они потратили минимум два года на непримиримую борьбу друг с другом. Может ли это сказаться на будущей поддержке ЕС, скажем, при создании Высшего антикоррупционного суда или финансировании Госбюро расследований?

– ЕС работает над созданием подобных органов во многих странах-кандидатах на членство в Евросоюзе. И с созданием подобных органов я сталкиваюсь постоянно. И мы очень строго работаем, соблюдаем точнейшую отчетность. Знаем, на что идут деньги, и как они были потрачены. И в ЕС, и на местах есть специальные контролирующие комиссии. Если такого не было сделано в отношении Украины (и если это станет поводом для беспокойства) – обещаю, что будут приняты строгие меры.

– Вы говорите о помощи странам-кандидатам на членство в ЕС. А готов ли Евросоюз рассматривать кандидатство Украины? И можем ли мы стать членом НАТО в обозримом будущем?

– Оба вопроса в данный момент не актуальны. По двум причинам: Евросоюзу необходимо решить внутренние проблемы, связанные с политическим кризисом. Сейчас мы будем принимать именно те страны, которые давно уже являются кандидатами. И во-вторых, пока не решен вопрос конфликта на Донбассе и с РФ, о вступлении Украины в НАТО не может быть и речи.

Тарас Козуб

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.