Чеченцы обсуждают переселение лакцев и восстановление Ауховского района

В расположенном на границе с Чечней дагестанском райцентре Хасавюрт начал свою работу X съезд чеченцев Республики Дагестан. Главная тема повестки дня — возвращение чеченцев в Новолакский район и восстановление на месте этого района Ауховского муниципалитета (Ауха), ликвидированного в 1944 году в результате сталинских депортаций чеченцев и ингушей. Основной докладчик съезда — депутат Госдумы от Дагестана чеченец Буйвасар Сайтиев, уроженец Хасавюрта, шестикратный чемпион мира по вольной борьбе, советник главы Чечни Рамзана Кадырова.

Для возвращения вайнахов в бывший Аух и восстановления ликвидированного при Сталине района требуется выполнить самую сложную задачу — осуществить переселение проживающих в Новолакском районе лакцев и аварцев, чьи семьи были завезены в бывший Аух в 1944 году. Запланированная еще в 1991 году репатриация лакцев и аварцев Новолакского района до сих пор не осуществлена. Главная причина — с 1991 года переселение приобрело коррупциогенный характер и сопровождается криминальными эпизодами, включая убийства ответственных чиновников.

«Затягивание руководством Дагестана основного вопроса чеченцев Дагестана — восстановление Ауховского района, как того требуют закон РСФСР „О реабилитации репрессированных народов“ и решение 3 съезда народных депутатов Дагестанской АССР 1991 года, явное игнорирование этих актов со стороны властных структур разных уровней, разбазаривание земельного фонда будущего Ауховского района вызывает законное возмущение со стороны чеченцев», — писал в 2014 году председатель Совета имамов чеченцев Дагестана Магомед Магомедов.

Вайнахский мусульманский лидер предостерег чеченцев от экстремистских действий. «Нигде еще и никогда выступление против законно (и даже незаконно) избранных властей и общественных авторитетов не приводило к добру. Оно приводило как раз к к анархии, беспорядкам и в конечном счете — к трагедии. За примерами далеко ходить не нужно. Пылает в огне Ближний Восток, активисты „евромайдана“ привели Украину к расчленению и большой людской трагедии».

В России приняты законы о реабилитации репрессированных народов, назначены компенсации, предусмотрена и частично осуществлена процедура возвращения переселенных людей в их собственные дома, писал в 2009 году чеченский журналист Руслан Караев в своей статье, посвященной четырехлетию учреждения в России Дня народного единства.

«Но можно ли сегодня говорить о безусловном и безоговорочном исполнении на местах всех положений названного закона, о справедливом исчислении размера нанесенного материального вреда и своевременности положенных невинно пострадавшим выплат? Пример Северной Осетии-Алании и Республики Дагестан, где сотни ингушских и тысячи чеченских семей до сих пор не возвратились к родным очагам, более чем красноречиво отвечает на эти трудные в принципе вопросы. В Дагестане, справедливости ради, надо отметить, в свое время были приняты республиканские нормативные акты, призванные решить указанные проблемы в течение пяти лет после их принятия. Однако прошло уже больше десяти лет, но ни самому Новолакскому (Ауховскому) району, ни его селам до сих пор не вернули исторические (чеченские) названия. А дома большинства чеченцев не возвращены их истинным владельцам», — говорилось в статье Караева.

Караев отметил, что российское государство идет навстречу нуждам репрессированных народов. «К сожалению, проблем в стране еще немало. Коррупция, уголовная преступность, террористические вылазки, снижение уровня качества жизни и образованности граждан, низкая рождаемость и высокая смертность — часть из наиболее главных из них. Однако важно обратить внимание на тот факт, что государство и его нынешнее руководство демонстрирует готовность и стремление решать их. Потому что понимает, что в принципе не может быть единства там, где люди не во всем ощущают комфорт совместного проживания, находятся в заведомо разном и, точнее — в неравном положении. Да и сам факт провозглашения праздника с ко многому обязывающим названием „День народного единства“ — тому прекрасная иллюстрация».
«К сожалению, можно, думается, констатировать, что День народного единства пока еще являет собой больше ситуацию ожидания, призыва, обращения к обществу, нежели, собственно, констатацию его, этого общества, состояния», — подытожил Караев.

Северо-Кавказская редакция EADaily

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.